Бригадная структура управления

Бригадная структура является еще одной разно­видностью органического типа структур управления. Ее основу со­ставляет групповая форма организации труда и производства.

Проектная структура управления

Управление проектом включает определение его целей, форми­рование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.

Матричная структура управления

Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.

Административная школа управления: представители, основная идея, М. Вебер.

Анри Файоль (1841 - 1925) работал в компании по переработке угля и железной руды. Он концентрировал свое внимание на управлении компанией в целом, в отличие от У. Тейлора и Э. Мейо, которые сосредоточили свое внимание на отдельных сторонах процесса управления. А. Файоль имел во многом аналогичный с Тейлором подход, он стремился найти правила рациональной деятельности в условиях машинного производства.

Особенностью учения А. Файоля явилось то, что он сделал попытку описать особый вид деятельности - управление, что до него в таком виде никто не делал. Свои взгляды он изложил в работе «Общее и промышленное управление».

А. Файоль считал, что для любой организации характерно наличие определенных видов деятельности, которые он описал в форме шести функций:

Ø техническая деятельность (производство);

Ø коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);

Ø финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

Ø обеспечение безопасности (защита собственности и людей);

Ø эккаунтинг (учет, анализ, статистика);

Ø управление (функции планирования, организации, распорядительства, контроля).

Заслуга Файоля состояла в том, что, выделив управление в качестве специфического вида деятельности, он разделил этот вид деятельности на последовательно осуществляемые во времени функции: планирование, организация, распорядительство, контроль.

Файоль разработал четырнадцать принципов управления:

ü разделение труда (повышает квалификацию и уровень качества работы);

ü власть (возможность давать команды);

ü дисциплина (определенная система отношений между рабочими и менеджерами);

ü единство распорядительства (командная информация исходит только от одного руководителя и подотчетность одному руководителю);

ü единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий);

ü подчинение индивидуальных интересов общим интересам;

ü вознаграждение персонала (оплата должна отражать состоя­ние организации и стимулировать работников);

ü централизация (уровень централизации должен соответство­вать характеру решаемых задач);

ü цепи взаимодействия (построение цепей следования команд от руководителей к подчиненным);

ü порядок (каждый должен знать свое место в организации)-

ü равенство (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

ü стабильность персонала;

ü инициатива (менеджеры должны поощрять рабочих к выдви­жению идей);

ü корпоративный дух (следует создавать дух единства и совме­стных действий).

После Файоля многие пытались развивать учение об управлении, но они только лишь совершенствовали и дополняли то, что сформулировал Файоль.

Разделы