Бригадная структура управления

Бригадная структура является еще одной разно­видностью органического типа структур управления. Ее основу со­ставляет групповая форма организации труда и производства.

Проектная структура управления

Управление проектом включает определение его целей, форми­рование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.

Матричная структура управления

Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.

Социальная ответственность предпринимательских организаций

Сегодня нередко можно слышать призывы к осуществлению благотворительной деятельности и меценатства нарождающимся классом предпринимателей, ссылаясь при этом на необходимость продолжить российские традиции. Но при этом либо забывают, либо и вовсе незнакомы с иной деятельностью предпринимателей, которая может быть названа несением социальной ответственности за ее результаты.

"Подлинная социальная ответственность предпринимателя состоит не в обильных пожертвованиях на просвещение народа, а в такой организации дела, которая обеспечивала бы трудящимся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для образовательного и духовного роста"[44].

И подобную ответственность предприниматели начали нести уже начиная с ХХ века. Она провозгласили отказ от благотворительности в пользу обеспечения социальной защиты для своих рабочих в самом широком смысле. В это время начинается активное строительство для рабочих нужд детских садов и больниц, школ и ремесленных училищ, домов жилых и социально-культурного назначения. На смену филантропии приходит осознание социальных потребностей работников и вменение в обязанность для рачительного хозяина "взрощение дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силы"[45].

Поэтому сегодня хочется предостеречь предпринимателей от ориентации на благотворительность, от подмены ею "подлинной социальной ответственности бизнеса", которая должна состоять в избежании способствования обострению социальных противоречий, которые нарастают уже вследствие переходного к рыночной экономике процесса, "не усиливать неизбежность ее негативных последствий", к которым следует отнести "рост безработицы, бедности, загрязнение окружающей среды"[46].

На Западе сама "этика бизнеса" отнюдь не ограничивается регламентацией взаимоотношений между предпринимателями, а в полной мере включает в себя весь объем отношений сферы бизнеса и общества, необходимость проведения социальной политики в области производства, занятости и многих других направлениях.

Представляется здесь важным отметить, что несмотря на большое влияние запада на развитие российского предпринимательства, что заставляет говорить о некоторой "вестернизации российской деловой жизни"[47], стремление к социальной ответственности проявляется недопустимо мало.

Формирование предпринимательского слоя и его устойчивое положение в обществе во многом будут зависеть от того, какие мотивации и его характерные черты смогут считаться отличительными и смогут ли они вписаться в пласты российской культуры. Прагматизм и индивидуализм вправе рассматриваться как необходимые и действенные для становления предпринимательства ценности и они так или иначе должны будут войти в культуру как значимые, хотя и могут встречать препятствия к их принятию.

Но сегодняшний рынок в целом следует отнести к категории "дикого", ибо российскими предпринимателями чаще движут стремления к эгоизму и потребительству, помимо индивидуализма и прагматизма, и их сегодня в избытке. Поэтому не они тормозят развитие рынка, а определенные "недостатки в культуре труда и нарушение структурной целостности российской культуры"[48]. Еще со времен М. Вебера известно, что "рыночное общество - не есть общество, где все торгуют, а общество - где все работают"[49]. И еще долго России предстоит учиться трудовой этике и этике бизнеса.

Для приобретения же предпринимательством своего "российского лица" представляется актуальным прежде всего сохранение позитивного значения "старых" культурных ценностей, использование отечественного опыта деловой жизни, и в первую очередь, осуществления социальной ответственности в ее лучших традициях, включение с необходимостью европейских культурных ценностей, которые оказываются не столь уж чужды отечественной культуре.

Следует отметить, что современное российское общество не отличает негативное отношение к предпринимательству в целом, оно скорее позитивно, что нельзя сказать о диком рынке. И индивидуализм и прагматизм, будучи сопряженными с социальной ответственностью, могут восприниматься только положительно.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Разделы