Бригадная структура является еще одной разновидностью органического типа структур управления. Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства.
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.
Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.
Особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в отдельных подразделениях во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях организации - насущная задача каждого кадровика. Мы предлагаем Вам три методики, которые позволяют исследовать основные показатели социально-психологического климата в подразделении. Они достаточно просты в проведении и обработке результатов, экономны по времени, однако позволяют эффективно диагностировать особенности психологического климата и предпринимать соответствующие мероприятия по его оптимизации.
Методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей характера членов коллектива».
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; -1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 - на ответы-утверждения; 7, 8, 9 - на ответы по шкале «1-9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (-1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 - на ответы-утверждения; 1, 2, 3 - на ответы по шкале «1-9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
· на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 - на ответы-утверждения; 4, 5, 6 - на ответы по шкале «1-9»);
· ответы на два вопроса - неопределенные, а третий может иметь другой знак;
· один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й - к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица.
Таблица 4 - Исследование социально-психологического климата
Сотрудники |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
Администратор |
0 |
0 |
+1 |
Буфетчик |
+1 |
0 |
+1 |
Бухгалтер |
+1 |
+1 |
0 |
Водитель-экспедитор |
0 |
-1 |
-1 |
Главный бухгалтер |
0 |
0 |
0 |
Гладильщик |
+1 |
0 |
+1 |
Грузчик |
-1 |
+1 |
-1 |
Директор |
0 |
0 |
0 |
Зав. магазином |
0 |
+1 |
0 |
Зав. секцией |
+1 |
+1 |
+1 |
Зам. директора |
-1 |
0 |
0 |
Зам. зав. магазином |
0 |
0 |
+1 |
Кассир |
0 |
+1 |
+1 |
Кладовщик |
+1 |
-1 |
0 |
Комплектовальщик |
0 |
0 |
0 |
Маркетолог |
+1 |
+1 |
+1 |
Менеджер |
+1 |
-1 |
-1 |
Охранник |
0 |
0 |
0 |
Повар |
0 |
0 |
0 |
Помощник администратора |
+1 |
+1 |
+1 |
Продавец |
-1 |
0 |
-1 |
Продавец-консультант |
0 |
+1 |
0 |
Рабочий |
0 |
+1 |
0 |
Рабочий-бригадир |
+1 |
0 |
+1 |
Столяр |
-1 |
0 |
0 |
Товаровед |
0 |
+1 |
+1 |
Уборщик |
0 |
-1 |
+1 |
Фасовщик |
+1 |
0 |
0 |
Экономист |
0 |
0 |
0 |
Юрист |
-1 |
+1 |
+1 |