Бригадная структура является еще одной разновидностью органического типа структур управления. Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства.
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.
Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.
§ способность работать без внешнего давления;
§ качественное и своевременное выполнение работы;
§ готовность оказать фирме дополнительные услуги;
§ совершенствование своей работы;
§ хорошая работа при отсутствии шефа;
§ стремление предотвратить конфликт;
§ вклад в укрепление атмосферы сотрудничества.
И наконец, принцип сотрудничества суммирует, интегрирует в своём содержании все предыдущие установки эффективного антиконфликтного управления и реализуется только на основе их полного осуществления.
Как показывает опыт, линия на развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед альтернативной линией на развитие конкуренции и соперничества между работниками. Хотя последняя, как это поняли ещё древние римляне, и может дать временный успех, но как о том свидетельствовал их же опыт, она, в конце концов, всё же приводит тех, кто ею руководствуется, к печальному результату. Современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.
Именно на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом и организационном уровнях, но и на морально-этическом уровне.
Не следует упускать и такой важный метод предупреждения конфликтов, как использование различных форм поощрения. Многообразие форм поощрения следует рассматривать как действенный фактор управления мотивацией трудовой деятельности. Вместе с тем продуманная и сбалансированная политика организации в области мотивации является мощным средством профилактики конфликтов. Таким образом, разрабатываются и применяются монетарные и немонетарные побудительные системы. [3, с. 109]
К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:
§ организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;
§ премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;
§ систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определённого законодательством (оплата различных страховок, оплата обучения сотрудников, льготное кредитование на целевые нужды персонала);
§ бонирование заработной платы, т.е. распределение части прибыли между членами коллектива по результатам работы организации в целом.
К немонетарным побудительным системам можно отнести:
§ открытость информационной системы фирмы, предполагающую причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала обо всех важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений;
§ привлечение персонала к разработке важнейших решений как внутри
подразделения, так и в организации в целом;
§ использование системы гибкой занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;
§ использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;
§ моральное поощрение персонала;
§ проведение совместных мероприятий (спортивного характера, вечеров отдыха, представления новых сотрудников);
Следует отметить два момента, существенных для успешного применения мотивационных систем и превращения их в действенный способ профилактики конфликтов. С одной стороны, вышеназванные монетарные и немонетарные побудительные системы наиболее эффективны при использовании в единстве и взаимосвязи. С другой – их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости, предоставлению кому-либо незаслуженных преимуществ.
Э.Э. Линчевский в своей книге «Мастерство управленческого общения» выделяет следующие принципы предотвращения конфликтов в организациях:
1.Создание условий, препятствующих возникновению и развитию конфликтов:
§
сплочение персонала: целеустремлённость, избавление от бездельников;
§ забота о справедливости;
§ упорядочение распределения материальных ресурсов;
§ полная и достоверная информация;
§ неукоснительное соблюдение достигнутых договорённостей, принятых решений.
2. Ориентация на принципы:
§ объективность и уступчивость;
§ ясность и доброжелательность;
§ дистанция и самообладание. [11, с.141]