Бригадная структура является еще одной разновидностью органического типа структур управления. Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства.
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.
Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.
IV. Потребность рынка труда в кадрах
Но всё чаще со стороны работодателей можно услышать о кадровом голоде, особенно на вновь создаваемых производствах. Вроде бы парадокс; уровень безработицы высокий, а рабочих рук не хватает. Это наглядное проявление структурной безработицы. Но от того, что мы знаем её характер, суть дела не меняется. Причин тут много – и несоответствие рынка труда области и рынка образовательных услуг; недостаточная профессиональная квалификация безработных, и низкая зарплата, и неблагоприятные условия труда, и недостатки в профориентационной работе, прежде всего среди молодёжи. Ежегодно Управление по труду определяет потребность предприятий и организаций во вновь подготовленных квалифицированных рабочих и специалистах, как на предстоящий год, так и на перспективу.
На 2006 год потребность предприятий в кадрах составляет 12630 работников, на 2007 год 13085 работников. По уровню образования структура потребности в кадрах следующая:
- на 2006 год: высшее – 19,8%, среднее – 14,0%, начальное – 66,2%;
- на 2007 год: высшее – 17,0%, среднее – 17,1%, начальное – 65,9%.
Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу городских рынков труда: на 2006 год доля г.Ульяновска и г.Димитровграда в общей потребности составляет 63,5%, на 2007 год – 68% (Городские рынки труда также предъявляют спрос на более квалифицированную рабочую силу
По профессиям и специальностям высшего профессионального образования, наиболее востребованные в 2006 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. Всего требуются специалистов по 46 из 58 специальностей высшего профессионального образования. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, лаборант, кассир, мастер, технолог, на долю этих специальностей приходится 72,5% потребности в специальностях среднего профессионального образования. Всего требуются специалисты 36 из 44 специальностей среднего профессионального образования. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), водитель, слесарь, электромонтер, тракторист, станочник, токарь, фрезеровщик, продавец, механизатор, газоэлектросварщик, сварщик, слесарь-сантехник, на их долю приходится 51% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием. Всего требуется работники по 148 профессиям и специальностям начального профессионального образования из 241.
7 апреля 2006 г. решением координационного совета согласованы предложения Департамента образования Ульяновской области, Департамента здравоохранения Ульяновской области, Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области по контрольным цифрам приема (госзаказу) в подведомственные учреждения начального и среднего профессионального образования на 2006/2007 учебный год. Но опять вновь мы вынуждены говорить о том, что в учреждениях профессионального образования недостаточно готовятся кадры нужные рынку труда. Так, например, по специальности «слесарь» будет приняты 306 человек, потребность – 800, по специальности «электромонтёр» контрольные цифры приёма 273, потребность рынка труда – 600 чел. И таких примеров можно приводить множество. В связи с этим, вопрос приведения рынка образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда требует безотлагательного решения, чтобы нам не готовить специалистов, которые придут на биржу труда и не выбрасывать бюджетные деньги на ветер. Необходимо к вопросу подготовки кадров привлечь работодателей, которые должны вкладывать средства в подготовку для себя нужных кадров.
V. Государственное регулирование охраной труда
На основе годового планирования приоритетных направлений Управлением по труду проведена определенная работа, направленная на улучшение условий труда, снижение производственного травматизма. И как результат, за 1 квартал текущего года отмечается снижение количества несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не произошло ни одного группового несчастного случая.
Однако считать, что ситуация изменилась к лучшему, нельзя. К сожалению, работодатель забывает, что сохранение жизни и здоровья работающего человека должно быть для него приоритетом. Нарушение трудовой дисциплины, нахождение работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, привело к тому, что до 50% всех несчастных случаев на производстве происходит именно по этой причине.
С ростом экономического потенциала практически во всех сферах материального производства области обострились проблемы с обеспечением безопасности труда работников.
Состояние условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики продолжает оставаться сложным и является серьезной социально-экономической проблемой. К сожалению высокой остаётся численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Более 27% списочного состава работников в промышленности, строительстве, на транспорте и связи работают в неблагоприятных производственных условиях. На промышленных предприятиях женщины составляли более трети занятых на рабочих местах такого рода, в строительстве – более 10%. И здесь надо учесть, что такая отрасль как сельское хозяйство не подлежит обязательной статотчетности. А если говорить об условиях труда в этом виде экономической деятельности, то показатели будут неудовлетворительные.