Бригадная структура управления

Бригадная структура является еще одной разно­видностью органического типа структур управления. Ее основу со­ставляет групповая форма организации труда и производства.

Проектная структура управления

Управление проектом включает определение его целей, форми­рование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.

Матричная структура управления

Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.

Факторы, определяющие взаимодействие предприятия с внешней средой.

Взаимодействие предприятия с внешней средой основано, прежде всего, на опре­делении его основных целей, функций и его структуры. В свою очередь, воздействие на предприятие осуществляется с помощью следующих факторов: ресурсы, продукция, способы использования ресурсов, формы организации производства и управления.

Рис.1. Модель взаимодействия предприятия с внешней средой.

От каких же факторов в наибольшей степени зависит эффективность функциони­рования предприятий? Какова роль внутренней и внешней среды их функционирования?

В настоящее время факторов, определяющих финансово-экономическое и техноло­гическое состояние предприятий, большое количество. Выделим две наиболее существен­ные группы факторов, объединив их по характеру происхождения и по способу воздейст­вия на объект исследования - предприятие.

По характеру происхождения, то есть, месту формирования данного фактора выде­ляются:

1) макроэкономические - связанные с деятельностью отраслей, рынков, крупных групп предприятий, регионов;

2) микроэкономические - определяемые поведением отдельных групп предпри­ятий;

3) наноэкономические - факторы, обусловленные поведением отдельных инди­видуумов.

По способу воздействия факторы разделяются:

1) сетевые - влияющие на предприятие через партнёрские связи разнообразного характера с точно известными координатами;

2) социальные - действующие на предприятие через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересов, связанных с предприятием граждан и групп.

3) средовые - определяемые социально-экономическим положением в стране, действующие не избирательно и не имеющие конкретных и постоянных адресатов.

Определим, какие из них играют главенствующую роль в создавшейся ситуации, каковы возможности управления этими факторами без нанесения большого экономике страны.

Регулирование воздействия факторов на деятельность предприятий должно быть направлено на создание благоприятного "климата" на предприятии, как во внешней, так и во внутренней среде.

В том случае, если поведение предприятий находится под воздействием преимущественно макроэкономических факторов, то регулирование должно быть направлено на создание благоприятного макроэкономического режима, что достигается с помощью общеэкономических мер.

Если преобладают мезоэкономические факторы, то политика деятельности предприятий должна быть ориентирована на структурные составляющие экономики и учет региональных отличий. Если главными являются микроэкономические факторы, то для выхода промышленности из кризиса необходимы достаточно тонкие комбинации стимулирующих дестимулирующих мер, направленных на изменение основ поведения предприятий в сложившихся условиях.

И, если доминируют наноэкономические факторы, то воздействие должно носить комплексный социально экономический и психологический характер, учитывая сложившиеся стереотипы индивидуального поведения. При этом надо иметь в виду, что чем ниже в социально-экономической иерархии находится объект желательного воздействия, тем в большей степени его действия определяются "генетической социально-экономической памятью", или "социально-экономическим генотипом", и тем труднее заставить изменить поведение объекта в нужном направлении с помощью мер государственного регулирования.

Соответствующим образом организованные факторы производства (трудовые ресурсы, средства производства, информация и финансы) составляют внутреннюю среду предприятия. Результатом взаимодействия целенаправленно связанных компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис.2):

Перейти на страницу: 1 2

Разделы