Бригадная структура управления

Бригадная структура является еще одной разно­видностью органического типа структур управления. Ее основу со­ставляет групповая форма организации труда и производства.

Проектная структура управления

Управление проектом включает определение его целей, форми­рование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.

Матричная структура управления

Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.

Обслуживание рабочих мест и его оценка.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип произ­водства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой про­дукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора опти­мальной системы обслуживания является минимум затрат рабоче­го времени и материальных ресурсов на обслуживание при высо­ком качестве последнего.

С этой точки зрения в основу построения любой из перечис­ленных систем должны быть заложены следующие принципы:

• планово-предупредительный, профилактический характер;

• гибкость;

• комплексность;

• высокое качество обслуживания;

• экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслу­живания означает согласование системы обслуживания с опера­тивно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.

Гибкость системы означает возможность ее оперативной пе­рестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различ­ными службами предприятия в течение одного и того же проме­жутка времени и на одних объектах.

Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответ­ствующей квалификацией вспомогательных рабочих при опти­мальной их численности, четкой организацией труда, обеспечени­ем всем необходимым для выполнения своих функций.

Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществлять­ся в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.

Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком ра­боты основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомо­гательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в ус­ловиях массового и крупносерийного производства.

В серийном производстве, где существует большая вероят­ность возможных отклонений от нормального течения производ­ственного процесса, целесообразно использовать планово-предуп­редительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном ком­плектовании рабочей документации, инструментов и приспособ­лений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная ве­роятность возникновения простоев у основных рабочих.

Дежурное обслуживание используется в единичном и мелко­серийном производстве и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. Обязатель­ным условием для этой системы является наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчер­ским пунктом.

Говоря о целесообразности той или иной формы обслуживания основного производства, было бы неправильно рекомендовать в чистом виде ту или иную. Любому типу производства свойствен­ны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них. Поэтому каждую систему регламентированного обслужи­вания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключа­ющую их возникновения, должна дополнять другая система, быс­тро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.

Таким образом, речь идет о смешанной системе, при которой часть функций обслуживания производства осуществляется по за­ранее разработанному регламенту, а часть — по мере возникнове­ния тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотно­шение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки каждой системы и нахо­дить оптимальные в экономическом отношении решения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы