Бригадная структура является еще одной разновидностью органического типа структур управления. Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства.
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.
Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.
Проведенная оценка бухгалтерской службы.
В 1999 г. отделом кадров проводилась аттестация бухгалтерской службы предприятия.
Алгоритм оценки.
Целью аттестации являлось определение качественных характеристик персонала, ресурсов повышения эффективности деятельности, перспективы использования работников, определения направлений повышения квалификации, профессиональной подготовки сотрудников бухгалтерской службы.
В ходе аттестации определялись:
- результаты производственной деятельности работников (на основании оценок руководителя);
- уровень теоретических знаний;
- личностные качества работников;
- мотивационные приоритеты работников в производственной деятельности;
- социально - психологический климат в коллективе;
- неформальная структура коллектива.
Это позволило решить следующие задачи:
• выявить наиболее перспективных работников;
• получить информацию для формирования групп обучения;
• получить первоначальную информацию для формирования резерва;
• выявить сотрудников, целесообразность использования которых в занимаемой должности требует рассмотрения;
• получить информацию для выработки необходимых предложений по улучшению работы каждого аттестуемого и в целом бухгалтерской службы.
Разработанная методика предусматривала целую систему оценок. Оценочный лист разрабатывался с учетом мнения экспертов - руководителей кадровой службы и бухгалтерской службы и был направлен на оценку знаний и умений, необходимых аттестуемым. Было разработано 3 варианта оценочного листа:
1. для оценки специалистов бухгалтерской службы,
2. для оценки специалистов, непосредственно взаимодействующих с клиентами,
3. для руководителя бухгалтерской службы.
Теоретические тесты разрабатывались в отделе кадров на основе создаваемой профессионально - квалификационной модели (в части необходимых знаний).
Личностные качества определялись психологическими тестом, разработанным отделом кадров также в рамках мероприятий по созданию и совершенствованию профессионально-квалификационной модели, профессионально - важные качества для работников аттестуемой службы определялись путем экспертного опроса руководителя бухгалтерии.
С руководителем службы проводились собеседования с целью определения критериев результативности профессиональной деятельности и функционального распределения задач и обязанностей.
Выявление наиболее перспективных работников осуществлялся на основе:
• анализа возрастной, образовательной структуры подразделения;
• результатов экспертной оценки;
• психологических исследований;
• социометрии;
• результатов теоретического тестирования.
Формирование групп обучения осуществлялось на основе:
• результатов экспертной оценки;
• анализа возрастной, образовательной структуры подразделения;
• результатов теоретического тестирования.
Для формирования резерва из аттестации использовались:
• анализ возрастной, образовательной структуры подразделения;
• результаты экспертной оценки;
• результаты психологических исследований.
Выявление сотрудников, целесообразность использования которых в занимаемой должности требует рассмотрения, осуществлялось на основе:
• анализа образовательной структуры подразделения;
• результатов экспертной оценки;
• психологических исследований;
• социометрии.
Для получения необходимых предложений по улучшению работы каждого аттестуемого и в целом бухгалтерской службы использовались:
• результаты экспертной оценки;
• результаты психологических исследований;
• данные социометрии;
• результаты теоретического тестирования;
• данные исследований мотивационных приоритетов работников в производственной деятельности.
По итогам аттестации в соответствии с графиком работы проводились заседания аттестационных комиссий в бухгалтерской службе. До начальника отдела доведены документы, содержащие информацию по его подразделению. Персональные итоги аттестации доведены до каждого аттестуемого.
Результаты оценки.
В аттестации приняли участие 9 руководителей, специалистов бухгалтерской службы.
Возрастная структура.
· До 25 лет-22%
· От 25 до 30 лет-11%
· От 3 0 до 40 лет - 22%
· От 40 до 50 лет - 45%
· От 50 до 55 лет - 0%
Образовательная структура.
Сотрудники, работающие в соответствии с профилем полученного образования (экономисты, бухгалтера)- 89%.
· Высшее техническое - 11%
· Высшее экономическое - 11%
· Неполное высшее экономическое - 11%
· Средне - техническое - 56%
· Средне - специальное - 11%
В службе немногочисленна категория сотрудников, не имеющих базовой профессиональной подготовки (11%), что, несомненно, является положительным фактором. Однако наличие только 11% работников с высшим образованием нельзя считать благоприятным. Внутри подразделения сложился стереотип необходимости в первую очередь технического образования (бухгалтерского учета, налогообложения и др.). Этому критерию удовлетворяют около половины сотрудников (56%).