Бригадная структура является еще одной разновидностью органического типа структур управления. Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства.
Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координационные механизмы.
Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп.
Приемы и способы социально – психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области психологии.
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения системы управления персоналом предприятия.
В процессе управления персоналом, как целостной системы, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
- система общей и профессиональной подготовки кадров;
- адаптация работников на предприятии;
- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
- система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;
- межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями;
- деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.
Элементы системы управления персоналом представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Система управления персоналом
Необходимо остановиться на элементах системы управления персоналом наиболее подробно.
Так, в настоящее время складывается комплексное понимание кадровой политики как единства следующих мер:
- обеспечение всех участников работы необходимым квалифицированным персоналом;
- создание мотивации работника на эффективный труд.
Что же касается философии предприятия, то можно отметить следующее.
Философия предприятия - это внутрифирменные принципы и правила взаимоотношения между работниками.
Различают следующие документы, лежащие в основе философии предприятия:
- конституция;
- гражданский кодекс;
- трудовой кодекс;
- декларация прав человека;
- коллективный договор;
- устав предприятия;
- правила внутреннего трудового распорядка.
Следующим элементом системы управления персоналом является подбор кадров.
Подбор кадров – это выбор кандидатов из множества претендентов на имеющие вакантные места.
Подбор кадров предполагает определение модели рабочего места.
Модель рабочего места включает:
- кадровые данные (автобиография, характеристика, трудовая книжка, копии документов об образовании, листок движения кадров);
- опыт работника – определяется путем анкетирования;
- профессиональные знания по конкретным областям;
- профессиональные умения;
- личностные качества;
- уровень квалификации – фиксированное профессиональное образование, курсы, переподготовка;
- служебная карьера, формируется на основе оценки потенциала работника и его заинтересованности в служебном росте;
- здоровье и работоспособность;
- организация труда;
- увлечения.
Кроме того, подбор предполагает формирование резерва кадров. Формирование резерва кадров позволяет обеспечивать замещение вакантной должности в случае увольнения, отпуска, командировки, смерти.